logo ru

Фото: Alex Svirkin/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i
Памятники архитектуры

Шоанинский храм

Византийский памятник на Кавказе

Византийский памятник на Кавказе

Общая информация

В Карачаево-Черкесии есть два главных туристических направления – на Архыз и в Домбай. В первом случае дорога лежит через станицу Зеленчукскую и Нижний Архыз, мимо трех знаменитых Зеленчукских храмов X века. Во втором – через Карачаевск и Теберду, и по пути тоже можно увидеть древнейшие в России христианские храмы – Шоанинский и Сентинский. Это объекты культурного наследия федерального значения, памятники архитектуры, возведенные в красивейших местах над Военно-Сухумской дорогой, и проехать мимо них будет непростительной ошибкой. Оба они стоят внимания, но если вы ограничены во времени и вынуждены выбирать, то советуем отправиться в действующий Шоанинский храм.

Между двух империй

Шоанинский храм расположен на юго-восточном отроге горы Шоана над селом Коста Хетагурова, где с XIX века живут переселенцы из Северной Осетии. Осетины-христиане заботливо ухаживают за храмом и прилегающей территорией. В отличие от заброшенного Сентинского храма, к которому можно подняться только пешком или на внедорожнике, к Шоанинскому ведет вполне приличная грунтовка.

История храма насчитывает более тысячи лет. По мнению ученых, он был построен в X веке, в эпоху крещения Алании, в довольно заселенном районе на месте еще более древнего языческого святилища.

Крестово-купольное строение похоже на другие аланские храмы того же времени. Исследователи полагают, что строители Шоанинского храма копировали Средний Зеленчукский храм, построенный чуть раньше, хотя и по-своему трактовали византийскую архитектурную традицию.

image alt

Фото: Наталья Крайнова

i

В XIII веке Алания пала под натиском монголов, Византия утратила свое значение. Возвращение христианства на эту территорию началось лишь в XIX веке, когда Кубанская область вошла в состав Российской империи.

В конце XIX века Шоанинский храм стал церковью скита Александро-Афонского монастыря, его подремонтировали, стены внутри покрыли штукатуркой, рядом построили дома для монахов. Остатки их стен видны и сейчас.

«По всем правилам искусства»

Храм расположен на гребне горы. С восточной и южной стороны к нему подступает пропасть с отвесными скалами, с севера гребень круто задирается вверх. Подойти к зданию можно лишь с запада – там склон довольно пологий, а в самых крутых местах выстроены лестницы.

Высота собора составляет 12,9 метра – столько же, сколько и длина с запада на восток. Ширина – 8,9 метра. Первые обмеры в 1829 году сделал Иосиф Бернардацци – один из строителей Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, первый архитектор Пятигорска и Кисловодска.

«С удивлением осматривал я местность, на которой она возвышается, – описывал свое посещение церкви Бернардацци, – но более всего поразила меня самое ее построение по всем правилам искусства и прочность. Все арки сложены из превосходных кирпичей, а своды – из цельных камней. Грунт места, на котором церковь построена, состоит из порфира и камня, называемого по-итальянски моллера; он добывается на противолежащей горе и на берегах Кубани. Все мои старания об отыскании каких-либо надписей, изваяний и т. п. были тщетны… На скате горы Чуна, к Кубани прилегающему, увидел я несколько небольших подземных гробниц из обыкновенного камня, которые, как должно думать, заключают в себе останки тел христиан».
image alt

Фото: Well-read MountainMan/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i
image alt

Фото: Наталья Крайнова

i
image alt

Фото: Наталья Крайнова

i
image alt

Фото: Наталья Крайнова

i

С приходом советской власти храм опустел и долгое время был заброшен. В 2007 году православная диаспора села Коста Хетагурова начала в нем ремонтные работы. Под сбитой старой штукатуркой обнаружились следы древней росписи, процарапанные надписи на греческом и арабском языках и многочисленные тамги – родовые знаки карачаевцев. К сожалению, полноценных исследований храма не проводилось. Возможно, его стены хранят еще много уникальных надписей, которые помогут лучше узнать историю этого края и загадочного Аланского царства.

Шоанинский храм сегодня

Сегодня храм на Шоане является церковью Георгия Победоносца – святого покровителя осетин, которого они называют Уастырджи. Его престольный праздник отмечается в православии 6 мая. В этот день священники Пятигорской епархии проводят в храме первое в году богослужение. После этого службы в соборе проводятся дважды в месяц по субботам. Но только в теплое время года. Зимой здесь слишком холодно.

6 мая у Шоанинского храма особенно многолюдно – люди приезжают не только на праздничное богослужение, но и на пикник, чтобы встретить приход тепла вместе с детьми, полюбоваться на окрестные горы и долину реки Кубань.

image alt

Фото: Наталья Крайнова

i

Южный придел храма выходит на мост, который ведет к звоннице – беседке с колоколом на соседней вершине. Она была построена в 2017 году. Говорят, если загадать желание и ударить в колокол, желание непременно сбудется. Правда, во время богослужения делать это не стоит. Чуть в стороне от моста высится еще один неприступный пик. На нем установлен железный крест. Слева от северного придела в траве прячется маленький родник, о существовании которого знают немногие.

С каждым годом в Шоанинский храм приезжает все больше людей – и паломников, и обычных туристов. А с недавних пор в храме стали проводить обряды венчания – молодые надеются, что их брак будет таким же крепким, как каменные стены, простоявшие тысячу лет.

Месторасположение

Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский p-н, с. имени Коста Хетагурова