logo ru
Обзор

Штурмуя восьмитысячники: альпинистка Алина Пекова – о трудном сезоне-2024

Кабардино-Балкарская Республика

13 восьмитысячников из 14 за год и два месяца. Амбассадор Эльбруса Алина Пекова из Кабардино-Балкарии поставила перед собой цель взойти на все высочайшие вершины мира – и идет к ней уверенно, не поддаваясь усталости и не зная сомнений. 8 июня девушка взошла на Канченджангу (8 586 м) в Непале, 21 июля – на Гашербрум-II (8 035 м) в Пакистане. Осталась самая низкая из восьмитысячников – китайская Шишабангма (8 027 м).

image alt

photo-by-unknown-author

i
Китайская волокита

В прошлом сезоне Алина успела подняться на 11 вершин из списка самых высоких в мире. На это лето было намечено еще три восхождения, но состоялось только два. Помешала бюрократия. Чтобы взойти на гору Шишабангма в Гималаях, нужно получить разрешение. Естественно, такая система действует не только в Китае, но именно в этой стране бумажная волокита обычно отнимает наибольшее количество времени.

Интересно, что Шишабангма не далась Алине и в прошлом году. Девушка уже была на месте и даже добралась до базового лагеря, но гору закрыли из-за несчастного случая. Для Китая это обычная практика, однажды восхождения запретили на целых 5 лет. На этот раз запрет продлился не так долго.

Я прилетела в Китай в апреле и ждала около двух недель. Они все время переносили, переносили, просили подождать, а потом сказали: извините, ребята, пермитов (разрешений) не будет, – вспоминает альпинистка. – Я решила не терять больше время и отправилась в Непал.
image alt

photo-by-unknown-author

i
Своевольная Канченджанга
Конечно, такие неудачи расстраивают, – делится Алина. — Но я стараюсь не падать духом и идти дальше. К тому же передо мной стоит задача подняться на все 14 восьмитысячников как можно быстрее.

По словам Алины, в этом сезоне самым сложным (будто в восхождении на восьмитысячники есть что-то простое!) стало для нее ожидание. Это касается и восхождения на Канченджангу. Эта гора испытала не только физическую подготовку альпинистки, но и ее терпение.

Нам пришлось несколько раз отправляться к вершине и возвращаться в последний лагерь. Сначала погода испортилась, и мы развернулись, затем вроде бы все наладилось, мы собрались, но экспедицию отменили.

Но сдаваться Пекова не привыкла, так что и в этот раз не стала отступать.

Канченджанга далась не просто, многие покинули базовый лагерь после второй безуспешной попытки. Мы с моей подругой Аней из Германии решили попробовать в третий раз. И получилось.
image alt

photo-by-unknown-author

i

Из дневника Алины Пековой:

«6 июня. Время летит. Скучаю по родным, по дому, по лету, я его уже второй год не могу застать.

3-й лагерь Каченджанги – моя реальность иная. Дует сильный ветер. Думаю о том, что ночь не будет холодной на высоте почти 7000 и я не замерзну. Думаю о завтрашнем дне. Думаю о переходе в 4-й лагерь, о благополучном подъеме и спуске. Думаю о родных и доме, думаю о лете…

Не знаю, безумно ли пытаться в третий раз.

Я морально, кажется, устала уже. 40 дней длится экспедиция, две попытки подняться наверх. Гора находится далеко, участников мало, ни интернета, ни связи, полное ощущение изоляции, будто на необитаемом острове.

Базовый лагерь Каченджанги находится на высоте 5500, это почти высота Эльбруса. Я нахожусь здесь уже более 40 дней. Организм, конечно, устает, иммунитет падает. Но отступать не хочется.

Гора желанная, болеть некогда, хоть и устала, настрой как всегда боевой, не могу дождаться завтра – это день штурма.

Всевышний, пошли нам хорошую погоду».

image alt

photo-by-unknown-author

i
Еще раз на Гашербрум

С вершиной Гашербрум-II тоже были сложности. Впрочем, как отмечает Пекова, часть сложностей – это просто особенности Пакистана.

В Непале с логистикой нет никаких проблем, а в Пакистане всюду нужно добираться пешком. Например, до подножия горы пришлось идти около 100 километров, пять дней.

Можно было и на мулах, говорит Алина, но ехать верхом страшновато и вряд ли намного быстрее.

С Гашербрумом-II, как и с китайской Шишабангмой, встреча была уже второй. В прошлом году на гору не пустили обстоятельства – группа, с которой альпинистка была на предыдущих восхождениях, уехала, а шерп, сославшись на усталость, наотрез отказался идти. В этом году ничто не смогло остановить целеустремленную Алину.

Поднимались очень долго, мешала плохая погода, было ветрено. Все было долго в этом году – за четыре месяца удалось подняться лишь на две вершины.

Звучит это, конечно, странно – если забыть, что за прошлый сезон альпинистка побывала на 11 вершинах: ей есть, с чем сравнивать.

Пожалуй, самый счастливый момент в этом сезоне был именно на вершине Гашербрума, – делится Алина. – Каждая вершина – это неповторимые эмоции. Но тут я осознала, что стала еще ближе к своей цели!
image alt

photo-by-unknown-author

i

Из дневника Алины Пековой:

«21 июля. 3-й лагерь. 7000 м. Год назад именно здесь было принято решение развернуться и пойти вниз.

Сегодня я спускаюсь с вершины.

Восхождение далось тяжело, но я счастлива».

Мастер пассивного отдыха

Улетев на восхождения в апреле, Алина вернулась в Россию в начале августа. По ее признанию, отдых она предпочитает пассивный. И ее легко понять.

Первое, что я делаю, вернувшись домой, – ем вкусную еду, – смеется Пекова. – В Непале, конечно, тоже готовят неплохо, но в их традиционной кухне используют столько специй, что вкуса еды не ощущаешь.

По возвращении на родину Алина наконец-то смогла выдохнуть – и изучить комментарии в своих соцсетях.

Есть люди, которые пишут, что очень переживают за меня, и даже просят перестать уже ходить в горы. Честно говоря, такая забота приятна, но совершенно ясно, что это серьезный проект, который просто нельзя бросать на полпути.
image alt

photo-by-unknown-author

i

Алина говорит, что никто не может беспокоиться за нее сильнее, чем семья. А семья ее поддерживает на все сто.

Конечно, и мама, и папа очень переживают. Но они отнеслись к моему проекту серьезно и с пониманием.

Когда девушка только запланировала первые восхождения, спонсоров искать она даже не пыталась — не было достаточно весомого портфолио. Ее помогли родные – и морально, и финансово.

А в этом году благодаря Карине Мезовой (альпинистка из Кабардино-Балкарии, дважды поднималась на Эверест. – «ПК») у меня получилось начать сотрудничать с Кавказ.РФ. Так что этот сезон отработала при их поддержке.

Алина подчеркивает, что эта поддержка для нее крайне важна, ведь она означает, что ее деятельность интересна людям и даже мотивирует кого-то изменить свою жизнь.

Скорее всего, на этом сезон-2024 для Алины Пековой закончился. Вряд ли разрешение из Китая придет в ближайшие дни. Но альпинистка не теряет позитивного настроя. А что она будет делать, когда восьмитысячники закончатся, – пока не решила: «Сначала надо достичь своей цели, а уже потом планировать дальше».

photo-by-unknown-author

i