logo ru
Обзор

Кавминводы глазами инженера

Ставропольский край

Кавказские Минеральные Воды славятся не только своими нарзанами и комфортным климатом, но и удивительными памятниками архитектуры, которые придают особое очарование курортным городам региона. Поклонники архитектурного туризма могут любоваться ими сами или с помощью экскурсоводов – таких, как Анна Афитова из Пятигорска, приглашенный гид московского туроператора «Мир глазами инженера» (МГИ).

image alt

Фото: vk.com/gid_pyatigorsk

i
Эту компанию в 2014 году основал историк архитектуры и экскурсовод из Казани Айрат Багаутдинов, – рассказывает Анна. – Позднее появились филиалы и франшизы в разных городах России и за рубежом. Сотрудники компании популяризируют архитектурный туризм, учат читать архитектуру, понимать ее язык. Мне очень импонирует этот подход, поэтому я прошла обучение в Школе гида «Глазами инженера» и теперь провожу экскурсии для тех, кто так же интересуется архитектурой.
Коллеги из МГИ научили меня видеть красоту советской архитектуры. Раньше мне нравились только дореволюционные здания. Например, я совершенно не ценила пятигорскую Питьевую галерею. Теперь я ее поняла, вижу отсылки, она действительно роскошна! Туры МГИ приезжают на Кавказ дважды в год, и я рада влюблять экскурсантов в свой родной регион, рассказывая о самых уникальных его объектах. Вот некоторые из них.
Пушкинская галерея в Железноводске
image alt

Фото: Александр Б./Flickr

i

«Воздушная» галерея из кружевного металла и цветного стекла появилась в Железноводске в 1902 году по инициативе тогдашнего директора Кавказских Минеральных Вод Владимира Хвощинского. Строила ее варшавская компания «Гостынский и Ко» по эскизу Стефана Шиллера.

Это образец «металлического» направления в мировой архитектуре. Подобные сооружения впервые появляются в середине XIX века в США и Западной Европе, чаще всего в качестве выставочных павильонов.

Основная часть металлических деталей и все стекла галереи изготовлены в Варшаве, длинномерные детали каркаса – в Петербурге. Металлическая конструкция установлена на цоколь из машукского камня и скреплена заклепками. Галерея обильно украшена коваными деталями: переплетами, столбами-решетками, железными картушами, арками, головами грифонов на водостоках.

image alt

Фото: Valentina Dyptan/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i

При этом в своем плане здание вполне традиционно для базилики. Архитектура нового времени, получив в свое распоряжение новые материалы, поначалу обращалась к очень традиционным формам.

Левая часть – концертный зал на 350 мест. Правое крыло – прогулочный зал. В центре купольный зал – питьевой бювет с небольшой сценой и залом на 50 мест.

Грязелечебница Семашко в Ессентуках

Ессентукская грязелечебница была построена в 1913-1915 годах по проекту Евгения Шреттера – именно он победил в конкурсе, объявленном Петербургским обществом архитекторов.

Здание построено в стиле античного неоклассицизма, при этом использовались самые передовые технологии того времени: пневматическая теска облицовочных камней (фасады облицованы циклопической кладкой), подача раствора для бетонирования посредством двух подвесных дорог. Главной особенностью грязелечебницы являлась монолитность всего ее остова. Это первый железобетонный монолит на Кавминводах.

image alt

Фото: Armenzakh/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i

Украшение грязелечебницы выполняли Леопольд Дитрих и Василий Козлов. Перед входом стоят скульптуры античного бога врачевания Эскулапа и его дочери – богини здоровья Гигеи.

Львиные фигуры у пандусов аллегоричны. Рычащий лев, символизирующий исцеление, мощной лапой придавил к земле извивающуюся змею – символ болезни. Всего же здание украшают четыре льва со змеями, 52 фигуры атлантов и тритонов, барельефы, фризы 12 видов, вазы, львиные и театральные маски и прочее.

Парадный вход в лечебницу с массивными чугунными дверями находится за восемью колоннами ионического ордера. Над входными дверями портика помещен большой барельеф.

image alt

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i
image alt

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i
image alt

Фото: Kozbaev KK/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i
image alt

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i
image alt

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i
image alt

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i
image alt

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i
image alt

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i

В цокольном этаже архитектор спроектировал хранилища для целебной грязи, которая подогревалась и подавалась на верхний этаж для процедур с помощью электроподъемника. Продуманная система вентиляции не дает задерживаться испарениям, благодаря чему в помещениях не чувствуется запах сероводорода.

С самого открытия Ессентукская грязелечебница считалась лучшей в Европе. И до сих пор по своим размерам и инженерно-техническому оборудованию не имеет себе равных как в России, так и в Европе.

Октябрьские ванны в Кисловодске

Это оригинальное кубическое здание – один из первых примеров советского курортного строительства в стране. И первая крупная работа архитектора Павла Еськова, которого мы часто упоминаем на экскурсиях по Кавминводам.

Открытие здания произошло в сентябре 1927 года – к 10-летию Октябрьской революции. В тот период нашей истории строить как раньше уже не хотели, а по-новому еще только учились.

image alt

Фото: Stolbovsky /CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i

Построенное в духе конструктивизма со строгими лаконичными формами здание смягчается аркой с кессонированным потолком. Со стороны можно увидеть купол.

Над входом ассиметрично установлена башенка с большими часами кубической формы. Циферблат спроектировал мастер советского авангарда Александр Родченко – художник, скульптор, фотограф, подаривший нам невероятно харизматичные образы Владимира Маяковского, Лили и Осипа Брик.

image alt

Фото: Stolbovsky/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i

В здании сохранилась историческая фурнитура, например ручки на входных дверях, которым скоро исполнится 100 лет.

По сторонам от входной арки позднее были установлены горельефы скульптора Константина Луцкого. Учитывая название ванн, на горельефах логично изображены революционеры. Но если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что у штурмующих вместо винтовок в руках… полотенца. Это граждане молодой советской республики спешат в ванны на процедуры, символизируя собой право трудящихся на отдых и лечение.

image alt

Фото: Наталья Постоногова/VK

i
Питьевая галерея в Пятигорске

Этот прекрасный образец советского модернизма построен в 1971 году архитекторами Ставропольгражданпроекта. Здание имеет явную отсылку к одному из главных модернистских произведений Москвы – Дворцу Съездов.

На нас смотрит главный фасад и большая парадная лестница к питьевой галерее. На лаконичную стену у лестницы добавлен барельеф. На втором этаже галереи взгляд приковывает ритмичный ряд кристаллов-ножек. Это отсылка к эпохе брутализма с его домами на ножках. Но здесь ножки в виде кристаллов пронзают крышу и превращаются в корону.

image alt

photo-by-unknown-author

i

Вертикальные ламели на южном фасаде создают внутри галереи рассеянный свет. Галерея раскрывается в пейзаж в две стороны, добавляя ощущение прохлады, которую усиливает голубая мозаика.

Рассматривая это здание, в очередной раз убеждаешься, что одним из самых главных признаков хорошей архитектуры является то, что ее объекты можно рассматривать с разных ракурсов, каждый раз получая новые впечатления.

Фото: Alphasiera/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i