logo ru
Обзор

Заброшенные аулы Дагестана

Республика Дагестан

Почти в каждом горном районе Кавказа есть заброшенные села. Одни были покинуты в одночасье в страшные дни депортации, другие пустели постепенно – естественным путем, когда люди самостоятельно по одиночке или организованно целыми улицами переселялись на равнину или в города. Так что для горцев пустые села – грустная, но вполне обычная картина, а вот для туристов-горожан это экзотика, возможность прикоснуться к реальному, а не условному музейному прошлому, поэтому аулы-призраки так притягательны. И еще, возможно, потому, что эти призрачные села продолжают исчезать на наших глазах, и уже через несколько лет вместе с ними исчезнет и этот вид туризма.

Рассказываем о старых дагестанских селах, наиболее популярных среди туристов.

Гамсутль
image alt

Фото: Yuri Tokareff/Flickr

i

Пожалуй, это самый известный и потому самый посещаемый аул-призрак республики. А между тем добраться до него совсем не просто. Сначала два часа по хорошему асфальту от Махачкалы до развилки под Гунибом. Затем разбитая грунтовка до Чоха, с которой, впрочем, справится любая легковушка. Отсюда до Гамсутля всего семь километров, и большую часть пути можно проехать на внедорожнике. Причем по дороге еще будут встречаться кафе, гостевые дома и головокружительные виды. Но последние полтора километра – это тропа, которую придется преодолевать пешком или на лошадях (да, местные устроили здесь конный прокат, и он пользуется большим успехом).

Большая часть пути идет лесом, мимо родника со вкусной водой, но местами подъем довольно крутой, так что позаботьтесь о надежной обуви.

В самом селе вас ждут каменные строения на глиняном растворе с арками, петроглифами и арабскими надписями на стенах. По поводу возраста села есть разные мнения, не исключено, что оно – ровесник нашей эры. Сторонники этой версии говорят, что здесь была найдена могильная плита с надписью на древнеиранском языке, которой около двух тысяч лет.

image alt

Фото: Oleg Nabrovenkov/Flickr

i
image alt

Фото: Oleg Nabrovenkov/Flickr

i
image alt

Фото: Oleg Nabrovenkov/Flickr

i
image alt

Фото: Hanming Huang/Flickr

i
image alt

Фото: Oleg Nabrovenkov/Flickr

i

Гамсутль – одно из немногих сел, о дате смерти которого можно сказать с документальной точностью: его последний житель Абдулжалил Абдулжалилов умер в 2015 году. Родные установили памятную доску у входа в его дом. Туристы любят посидеть на его веранде и говорят, что понимают, почему «мэр Гамсутля» не покинул родное село – он не мог расстаться с видом, открывающимся оттуда.

Старый Кахиб

Это село в Шамильском районе Дагестана, как и Гамсутль, находится в 170 километрах от Махачкалы, но по логистике намного доступнее. Приезжаете на машине или экскурсионном автобусе в село Кахиб, оставляете транспорт на какой-нибудь улице, спускаетесь мимо кладбища к речке Кахибтляр, переходите на другой берег и поднимаетесь пешком по извилистой тропинке к заброшенным домам Старого Кахиба.

image alt

Фото: Suleyman Nabiev /CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i

Село будет то пропадать из виду, то снова появляться, все ближе и ближе, и на каждом повороте вы будете хвататься за фотокамеру, чтобы запечатлеть его башни и дома на склоне горы.

Кстати, с автодороги, ведущей в Кахиб, старое село заметить почти невозможно – его каменные строения сливаются со скалами, словно прячась от глаз завоевателей. Но если знать, куда смотреть, вид удивительный.

По словам историков, каменный Кахиб был построен в VIII—X веках нашей эры, а первые поселения возникли в этих местах еще в VII веке до нашей эры. Старое село опустело в 1960-х годах, когда жители переселились на левый, более пологий склон ущелья. Но вид у него гораздо более древний. На стенах полуразрушенных домов встречаются солярные знаки и другие языческие символы.

image alt

Фото: Александр Цветков/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i

В центре села возвышается 6-этажная сторожевая башня высотой около 20 метров. Ее не так давно отреставрировали, и на нее можно подняться. С плоской крыши открывается вид на старые руины и на новое село.

Гоор

Раз уж вы доехали до Кахиба, грех будет не завернуть и в Гоор. Тем более что находится он совсем рядом, и пешая прогулка в старую, заброшенную часть села не займет много времени.

image alt

Фото: Julia Volk/pexels

i

Древний оборонительный комплекс конца XVII века расположен на вершине горы над отвесной пропастью. Когда-то здесь было семь башен, сейчас осталось три. Остальные, в том числе самая высокая, были разрушены, и их камни пошли на постройку жилых домов в новой части села. Одна из башен наклонилась, почти как Пизанская. Говорят, умелые строители специально возвели ее таким образом, чтобы укрывшимся на ней гоорцам было удобнее сбрасывать камни на головы осаждавших их врагов.

Гоор очень популярен среди туристов. В небольшом селе уже построили несколько гостевых домов и отелей. Гостей привлекают не только старые башни, живописные виды, конные прогулки и шашлык из местных барашков. Гвоздь гоорской программы – «язык тролля», или, говоря по-кавказски, «язык шайтана». Это пятиметровый скальный выступ над пропастью, которая способна испугать не только акрофобов. В летний сезон тут выстраиваются очереди из желающих запечатлеть себя на «языке» ради эффектного контента в соцсетях.

image alt

Фото: Dron/Flickr

i
Кала-Корейш

Как следует из названия, это крепость курейшитов – арабского племени, из которого происходил сам пророк Муххамад. Есть версия, что воинственные арабские миссионеры, захватившие Кайтаг в IX веке, сделали местную столицу одним из центров распространения ислама в Дагестане. Хотя другие историки считают, что никаких арабов тут не было, а легенда придумана местными владетелями – уцмиями, которые приписали себе родство с пророком из политических соображений. Как бы то ни было, заброшенное село и даже гора, на которой оно расположилось, считаются священными.

image alt

Фото: Шамиль Магомедов/Flickr

i

Туристы стали подниматься в Кала-Корейш совсем недавно, а раньше его посещали только паломники и ученые – специалисты по эпиграфике. Центр притяжения – старое кладбище с изумительной красоты резными надмогильными стелами, мавзолей уцмиев и мечеть. Кстати, резные деревянные двери этой мечети хранятся в Национальном музее Дагестана в Махачкале, а цифровые копии могильных камней экспонировались в Эрмитаже. Арабская вязь на них похожа на узоры, но это цитаты из Корана, стихи и изречения философов разных стран. «Где тот, что был унижен, и тот, что был превознесен?», «Разве не подобен этот мир и все, что в нем, тени, что уходит с закатом солнца?» – спрашивают камни.

Хотя село заброшенное, мечеть действующая, ее ремонтируют, жители соседних сел следят за порядком.

В Кала-Корейш ведут две дороги. По одной – из Уркараха – можно даже проехать на внедорожнике, если есть проводник и давно не был дождя. Но туристы чаще поднимаются пешком по тропе от автодороги Джурмачи – Кубачи. Прогулка под сводами деревьев займет минут сорок, и внимательно смотрите под ноги – вы идете по древней дороге, кое-где укрепленной каменными плитами. А еще имейте в виду, что в селе нет родника, так что берите воду с собой, она пригодится после долгого подъема.

image alt

Фото: Дмитрий Бардаков/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

i
Амузги

Когда-то амузгинские клинки славились далеко за пределами Кавказа. В Амузги все были кузнецами-оружейниками, даже маленькие девочки помогали отцам в кузне – крутили точильные камни. Война, депортация и закон о запрете холодного оружия погубили и ремесло, и само село. В 2016 году умерла его последняя жительница Патимат Нугаева.

А летом 2020 года московский художник Борис Войцеховский устроил здесь фестиваль «Легенда об Амузги», пригласив выходцев из села, разъехавшихся по всему Дагестану. Он расставил по аулу бумажные фигуры женщин в длинных даргинских платьях и белых платках, а амузгинцы привезли с собой инструменты – кузнечные и музыкальные, разожгли горны и самовары, пели песни и танцевали народные танцы.

Но, к сожалению, Амузги уже не оживить. Однако для любителей «заброшек» эта локация подойдет как нельзя лучше, потому что туристов здесь гораздо меньше, чем в Гамсутле и Гооре. Добраться сюда можно только пешком – по тропе из села Кубачи, это три километра от кубачинской сторожевой башни.

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i