logo ru
Обзор

«Эльбрус – это гора моего сердца»

Кабардино-Балкарская Республика

Главный курорт Кавказа таит в себе риск – достаточно одного раза приехать туристом, чтобы остаться здесь жить. Так, столичная художница Татьяна Никина уже несколько лет ходит не по галереям и мастерским, а по ущельям и склонам большой горы, с которой у нее завязались высокие отношения. А еще водит путешественников по Приэльбрусью, устраивает пленэры и доказывает всем: чтобы творить и выражаться, художнику не нужно страдать.

image alt

Фото из личного архива

i
«Тремя девочками отправились на Кавказ на неделю»

– Готовясь к интервью, я искал информацию о вас, но кроме соцсетей ничего не гуглилось. Если бы вам довелось заполнять свою карточку в интернет-энциклопедии, что бы вы написали напротив имени Татьяна Никина?

– Я бы написала «Бродяга этой жизни» (смеется).

– Так просто?

– Да. Бродяга, который любит жить эту жизнь, любит ее воспевать через разные формы, например, через написание картин, росписи стен или вождение людей по горам.

– Кстати, гид или художник – что первичнее для вас?

– Художник.

– Вы окончили Строгановку – одну из лучших художественных академий страны. И могли бы сейчас, как минимум, раз в год висеть в Третьяковке на вернисаже молодых художников или устраивать персональные выставки, если повезло бы с куратором. А за особые заслуги вам бы дали мастерскую в Москве. Не жалеете?

– Нет. Мне нравится, как идет жизнь. Не нравилось бы – поменяла. Люблю получать опыт. Сейчас у меня период плотного вождения людей в горы – и я об этом абсолютно не жалею.

– Мне показалось, или и в работах природных мотивов у вас стало больше?

– Да, это так. Мне нравится воспевать горы в творчестве. Но последнее время, пока была в походах, мне не удавалось много рисовать.

image alt

Фото из личного архива

i

– Как вы для себя открыли горы, экотропы и вообще это место?

– У меня было три года одиночества, когда я никуда не ездила, никуда не ходила – никаких тусовок, ничего. Я просто была дома, иногда встречалась с друзьями, в основном я рисовала, читала и смотрела фильмы. На этом все. Потом я встретилась со своей подругой, она годом ранее побывала в этих местах. Мы с ней обсудили поездку – фотографии оттуда выглядели, как что-то, что точно не в России. Запредельное, далекое, недосягаемое. И невозможно было представить, что это находится в двух часах лета из Москвы.

Она говорит: «Раз тебе нравится, поехали еще». И мы через десять дней на машине тремя девочками отправились на Кавказ на неделю. Которой мне совершенно не хватило – поняла, что хочу приехать еще раз, что хочу наслаждаться этим местом и показывать его другим людям. И показывать так, как вижу это место я.

«Каждый уходит с картиной»

– Какие маршруты популярны у вас?

– Мы часто ходим к Эльбрусскому озеру, оно еще называется Малое Азау. Это мой любимый маршрут. И видимо, потому что упор именно на нем в социальных сетях (много фотографий оттуда), люди тоже туда хотят.

– Как туристы вообще формулируют свой запрос? «Хотим водопадов, хотим цветочков» – или люди уже прокачались и более требовательные, осознанные в выборе маршрута?

– Все туристы очень разные, некоторые точно знают, чего хотят, вплоть до конкретного маршрута, и при этом говорят, что знают, как туда пройти. Но им нужен проводник, чтобы по пути рассказывал о Приэльбрусье, поэтому берут меня. Другие не знают вообще чего хотят, им нужно подсказывать. На этот случай у меня есть список таких маршрутов с фотографиями.

– Отсеиваете?

– Не так много. Видимо, когда люди пишут мне, они уже настроены.

image alt

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i

– Бывают экзотические летние запросы?

– Скорее исключение. Если для меня по каким-то причинам маршрут некомфортен, то я просто не пойду. И такой запрос отдам другому человеку. Если запрос на активности, то мы разбиваем маршрут на два дня, один из которых включает джиппинг.

– Я знаю, что вы еще устраиваете пленэры. Это для себя или для туристов?

– Я делаю это крайне редко, если меня об этом просят. Изначально у меня не было желания, как-то преподавать здесь. Но сейчас я больше смотрю в эту сторону – проводить мастер-классы в горах, интегрировать это в прогулки.

– Запрос на это растет?

– Да, конечно.

– Это новая история для Эльбруса?

– Этого точно здесь немного. В основном сюда приезжают рисовать от школ. И еще одна девушка открыла мастер-классы для детей. Но в общем, все под запрос.

image alt

Фото из личного архива

i

– У этих людей получается написать, закончить работу?

– Конечно, это любительский уровень, но каждый уходит с картиной.

– И куда дальше эти картины – в чулан или на стену?

– Все по-разному. Как-то раз у нас был мастер-класс по созданию ловцов-снов. Получились очень классно: мы брали деревяшки, расписывали их, украшали – кто чем. Вышло интересно, разнообразно и люди используют у себя в интерьере.

– Вы говорите об этом и зажигаетесь.

– У меня вообще есть мечта построить небольшую летнюю хижину-мастерскую прямо на горе, на пути туристов. Сидеть рисовать, встречать новых людей, угощать их чаем – абсолютно бесплатно. Это было бы счастьем.

«Страдание в живописи — это тоже выбор»

– Слушайте, кажется, что у художника должно болеть. А тут солнце, водопады, цветы. Что именно вас все-таки вдохновляет?

– Прежде всего масштабы и энергетика этих гор. А дальше уже частности. Но это скорее совсем потом. Сначала пространство, игра света и тени и различные природные явления. В этом плане мне нравится, как Рерих изображал горы. На мой взгляд, он передавал их энергетику.

– Выходит, вам позитивного хватает, чтобы начать писать?

– Конечно. Причем последнее время я поняла, что мое эмоциональное состояние и желание творить никак не пересекаются. Я могу быть в плохом или хорошем состоянии, но от этого не меняются ни сюжет, ни желание.

image alt

Фото из личного архива

i
image alt

Фото из личного архива

i
image alt

Фото из личного архива

i
image alt

Фото из личного архива

i
image alt

Фото из личного архива

i
image alt

Фото из личного архива

i

– Вспоминая биографии всех наших великих и не очень: один в депрессии, другой специально не спит трое суток, чтобы что-то изобразить, третий – в лихорадке, молчу уже про современников. А тут раз – и пишется.

– Да, так и есть! Склоняюсь к тому, что страдание в живописи – это тоже выбор.

– А в родном Красногорске такого не было?

– Не было, но, наверное, это связано с моей психологической зрелостью.

– Все с годами, понятно. Еще вы здесь и стрит-арт попробовали. Это для себя или чтобы сделать курорт красивее, уютнее?

– Тот случай, где сошлись разные мотивы. И сюжет воплотить, и сделать курорту красиво, и заработать, и выполнить то, что мне нравится.

image alt

Фото из личного архива

i
«Не знали, что здесь может быть так хорошо»

– Художнику в горах, здесь на Эльбрусе, вообще легко заработать?

– Думаю, все плюс-минус может быть достаточно легко. Главное, стратегия и идти маленькими шагами – и все.

– Вы здесь уже несколько лет. Заметили перемены на курорте?

– Сложно не заметить.

– К лучшему?

– В целом да, курорт развивается, это ощутимо – людям становится жить лучше, приезжает больше туристов, удобнее кататься, появляются новые трассы, будут новые подъемники.

Я не раз встречала лыжников прямо на горе, которые останавливались, любовались и говорили: «Как же здорово, как круто, что появляются новые трассы, как красиво в принципе, как хорошо бы разработать полностью эту зону. Не знали, что здесь может быть так хорошо».

Есть и побочные эффекты – строительный мусор, техника. Но это временно.

image alt

Фото из личного архива

i

– Туристы говорят с вами, уже как с местной. Как художнику здесь стать своим?

– Как и везде – быть открытым умом и сердцем.

– На Эльбрусе десятилетиями катались с гор. Теперь здесь экотропы, картины пишут, глину месят, фестивали проводят, бизнес развивают. Вам чего-то здесь не хватает?

– Кинотеатра! Чтобы шло то же расписание, что в Москве.

– Все впереди.

– Надеюсь и жду.

– Последнее. Вернетесь в большой город или останетесь у большой горы?

– Большая гора. Потому что Эльбрус – это гора моего сердца. Но это не значит, что я всегда буду жить у подножия и лишь смотреть на мир издалека. Я буду всегда принадлежать Приэльбрусью, но хочу все-таки путешествовать, смотреть на людей, получать опыт, эмоции и возвращаться назад, на Эльбрус.

Фото: Антон Тайбарей/Кавказ.РФ

i