logo ru
Обзор

Фрирайд: все, что нужно знать о катании по дикому склону

Кабардино-Балкарская Республика

Спуски на лыжах вне трасс на Кавказе, в частности в Приэльбрусье, за последние годы стали настолько популярны, что здесь проходят международные соревнования по фрирайду, которые собирают лучших горнолыжников и толпы болельщиков. Растет и число тех, кто только хочет попробовать «свободное катание» по нетронутым склонам. Вместе со спасателем курорта «Эльбрус», гидом и тренером по фрирайду Алексеем Водолазкиным объясняем, с чего начать.

Спасатель курорта «Эльбрус», гид и тренер по фрирайду Алексей Водолазкин

Фото: Антон Тайбарей / Кавказ.РФ

i
Фрирайд или черная трасса – есть ли разница?

И да, и нет. Фрирайд, или в переводе с английского «свободное катание», по-прежнему остается в серой зоне: с одной стороны, никто не может запретить горнолыжнику спуститься с горы по неподготовленному склону. С другой – любой выход за пределы трасс — выбор туриста, и курорт в этом случае не должен ни следить за состоянием зон фрирайда, ни нести ответственности за катание «за флажками». Поэтому во всем мире категоризация трасс высшей сложности не имеет единых стандартов. Где-то склон со скалами, деревьями, выступами, крутыми поворотами и обрывами называется «черной трассой» и он имеет соответствующие указатели, границы и даже свои названия, а где-то именуется просто «зоной фрирайда». Причем расположение таких мест часто не отмечается на карте, а известно лишь местным гидам.

Зоны фрирайда, к примеру, есть на Эльбрусе, но спасатели между собой их называют «черными трассами» — так же, как на соседнем Чегете, хотя уровень сложности склонов последнего гораздо выше. Кстати, поэтому среди продвинутых райдеров он пользуется большей популярностью.

Как подготовиться?

Каких-либо универсальных приемов, которые нужно отточить перед выходом на снежную целину нет. Главное, не быть новичком. Спасатели и тренеры сходятся в том, что для фрирайда нужны опыт катания, и понимание, куда вы выходите. Райдера ждут не только препятствия — повороты, деревья, скалы — но и другой снег под лыжами. Где-то он будет мягким «паудером», а где-то — уже ледяной коркой.

«Если лыжник уверенно стоит на снаряге, то вполне может катать здешние маршруты, поскольку они достаточно безопасны. Но обязательно катать с гидом, потому что важно знать, где катать, — говорит Алексей Водолазкин».

А еще райдеру нужно позаботиться о подъеме на гору. В зависимости от способов достижения точки старта различают три вида фрирайда. Самый незабываемый и дорогой — хели-ски, предусматривающий подъем на вертолете. Больше всего сил забирает бэккантри: до места старта в этом случае приходится взбираться пешком со всем снаряжением за спиной. А наиболее распространенный вид — курортный. Райдеры поднимаются на канатке и начинают спуск с не сильно отдаленного от станции места. На Эльбрусе практикуется последний формат, а значит, нужно купить ски-пасс. Впрочем, сейчас цены на подъемник ниже новогодних, а кататься здесь можно аж до конца мая.

Какое снаряжение и экипировка необходимы?

Обычные лыжи и сноуборд для фрирайда не подойдут — нужны большие по площади. Поэтому экстремалы используют лыжи длиннее и шире, а любители досок помимо сноуборда с особыми габаритами нередко берут в горы и телескопические палки, с ними можно, «не разуваясь», передвигаться на плоских участках.

Необходима и более технологичная одежда — с усиленной защитой от ветра и влаги. А также — рюкзак. Простой — не подойдет, нужен с креплениями для лыж на случай бэккантри и с местом для лавинного комплекта. Самые продвинутые модели имеют в составе трубку (авалунг) для того, чтобы дышать под снегом, и надувающуюся подушку (эйрбэг), она поможет остаться на поверхности снежной волны.

Одежду и снаряжение можно арендовать в экипировочных центрах, не забыв уточнить, что они вам нужны для катаний вне трасс. Там же вам подскажут, какие взять перчатки, шлем, маску и ботинки. Да, все они тоже должны быть специальными.

image alt

Фото: Фадеичев Сергей/ТАСС

i
Что еще за лавинный комплект?

Это ваш минимальный набор, чтобы выжить в случае ЧП. Лавины сходят в горах часто, и порой сами райдеры провоцируют их спуск. Спастись поможет лавинный комплект, он включает лопатку, складной щуп и бипер. Последний, он же лавинный датчик, посылает пульсирующий сигнал другим участникам группы. Необходимо включить, настроить и надеть его под внешний слой одежды заранее, например, еще в кабинке подъемника, поскольку у попавшего под лавину есть не более 15 минут на спасение.

Лавинный комплект можно также арендовать в экипировочном центре. Как им пользоваться, расскажет гид.

У меня есть друг — опытный райдер, я могу кататься с ним без гида?

Нет. Каким бы опытом ни обладали вы или товарищи, с которыми вы собираетесь кататься на диком склоне, вам все равно нужен гид. Он досконально знает расположение опасных участков на склонах, в частности, трещин на леднике. А еще он в курсе особенностей климата: снег в горах разный, и предугадать его состояние, к примеру, после перепадов температур под силу только местному проводнику.

«Хороший гид — это местный гид. Нельзя пренебрегать его указаниями, это может плохо кончится, — говорит Водолазкин».

Катание с таким инструктором в Приэльбрусье стоит от десяти тысяч рублей.

Как позаботиться о связи?

На морозе велика вероятность, что смартфон быстро разрядится, поэтому лучше взять с собой проверенный кнопочный телефон: у него и экран не замерзнет, и батарейки хватит надолго. Не забудьте узнать и записать телефоны местных спасателей и курорта.

Кроме того, нужна рация. Сигнал сотовой связи в горах неустойчив, где-то его и вовсе его нет, поэтому нужно устройство с настраиваемой частотой. Так вы сможете найти свободную частоту для общения с участниками вашей группы, а при нехорошем развитии событий — переключиться на волну, активно используемую на курорте.

Артур Лебедев/ТАСС

i